Выставка "Москва в гравюрах, живописи, фотографиях и сюжетах журналистов разных лет".

Выбор названия новой галереи на Никитском бульваре и темы первой выставки не случаен, поскольку она открывается на месте, которое последние 100 лет исторически тесно связанно с именем Владимира Алексеевича Гиляровского. В 20-е годы прошлого столетия здание принадлежало Союзу Журналистов, а непосредственно здесь, на Никитском бульваре 8, располагалась библиотека для членов Союза, которой заведовал известный уже в то время московский журналист, один из титанов жанра, В. А. Гиляровский.  Его знаменитый сборник очерков о жизни столице «Москва и москвичи» с любовью и удивительной красочностью рисует картину города конца XIX — начала XX века.

Такая редкость в наше время - найти старинные улочки, дома, здания Москвы, не тронутые временем с начала XIX, и тем более XVIII века. До сих пор изображения этого периода можно было увидеть главным образом только на специальных выставках в московских музеях, либо в закрытых частных коллекциях.

Живописное наследие московской жизни XIX века представлено– коллекционные работами Владимира Александровича Фадеева (1836–1910) написавшего камерную композицию с типичным бытовым сюжетом московской жизни, а также удивительной работой французского художника Ф.-А. Боссюэ «Покровский собор в Измайлово». Это редкий, интересный пример обращения к русской теме европейского мастера, который никогда  не был в России и написал свою работу, основываясь на видовых гравюрах известных тогда во Франции. Так, к примеру, общие виды построек в Измайлово запечатлел французский художник Андре Дюран (1807-1867), путешествовавший по России в 1839 году. Ф.-А. Боссюэ вольно соединяет формы Мостовой башни и Передних въездных ворот, дополняет не существовавшими деталями Покровский собор. В романтической композиции художник передает все свои представления о Москве –архитектуре и типажах, которые он выразительно изображает в стаффаже.

Искусство гравюры и литографии, а также фототипий и первых ранних фотографий – новый, неожиданный для нас культурный пласт, совершенно незнакомый для современного зрителя, был когда-то очень популярным для просвещенной Европы и России XIX–XVIII веков. Кто еще как не гравер или литограф расскажет нам так изящно, тщательно и подробно о плавающих по Москве-реке рыбаках с удочками, о плеске волн некогда широкой и прозрачной Яузы, о причудливых изгибах первых каменных мостов, о полоскающих белье прям напротив кремлевских башен прачках? Вот Крестный ход выходит из собора Василия Блаженного, вот встретились и радостно обнюхивают друг друга две собачонки аж из самого XVIII века, вот пара горожан остановились в неспешной беседе. Гравюра позволяет разглядеть причудливые модели их шляп и сюртуков и даже изъяны брусчатки на Красной площади.

Над рисунками для офортов и литографий работали лучшие художники своего времени. На выставке зрители смогут увидеть гравюры и литографии таких знаменитых русских художников, как В.В. Верещагин,  А.В. Васнецов, Б. М. Кустодиев, К.В. Лебедев, А.Н. Шарлемань, а также рисунки европейцев: Пьера Луи Бишебуа (1801–1850), Жерара Де Лабарта (Gerard de la Barthe; 1730– 1810), Самуэля Фридриха Дитца (1803–1873), Огюста Кадоля, М.П. Бланшарда, Альфреда Викерса (1786–1868), Эмиля Демезона (1812–1880), Отто Августа Манкелла (1838–1885) и др.

Показательна история уроженца Швейцарии, в России купца 1-й гильдии Иогана Вальзера (1739–1803), основавшего в Москве художественную мастерскую и пригласившего к участию в ней известных европейских гравёров. Первые гравюры его мастерской печатались в Петербурге в 1795–1796 годах, и имеют подписи, посвященные императрице Екатерине. Последующие посвящены уже императору Павлу и делались в Швейцарии и Германии. На выставке представлены две такие гравюры с несохранившимися сегодня видами дома Пашкова и набережной Яузы, где мы видим тщательно проработанные образы гуляющих горожан и даже фасоны их одежды.
Однако создание гравюры – результат коллективного творчества. Здесь важна работа и автора рисунка, и резчика, и типографа, отпечатавшего лист, а также вклад издателя-мецената, обеспечивающего весь процесс.

Литографское дело в России началось вскоре после изобретения его Зенефельдером в 1796 году. Уже в 1816 году чиновник министерства иностранных дел барон Павел Львович Шиллинг фон Канштадт, возвратившись из поездки в Мюнхен, где изучил технологию литографии, открыл в Петербурге первую в России литографию.

Огромный вклад в сохранение видов древних видов Москвы внесли ряд иностранных предпринимателей, приехавших в Россию и основавших здесь свои издательские дома.

Первым в России частным издательством печатной художественной графики был Джузеппе Дациаро (Joseph Daziaro 1806–1865) приехавший в Россию из Италии в начале 1820-х годов. Здесь он сменил свое имя на Иосиф Христофорович и открыл издательское дело, специализируясь на продаже литографированных эстампов.  Джузеппе привлек к сотрудничеству талантливых литографов и художников, в числе которых были Ф. Бенуа, Ф. Перро, семья Арну, Л. Бишебуа, С. Дитц и др. Печать производилась типографией Лемерсье (Париж) и мастерской К. Поля (Петербург). Выставка знакомит зрителя с редкими ранними произведениями дома Дациаро, которые отличает высочайшее качество исполнения и тонкие акварельные лессировки знаменитых на то время европейских художников П. Л. Бишебуа, С. Ф. Дитца, Дуруа и др.

Другая знаменитая полиграфическая фирма – Издательство Шерер, Набгольц и Ко была создана в 1863 году, когда купцы 1-й гильдии – баденский подданный Мартин Шерер Мартин и швейцарец Г.И. Набгольц приобрели известную фотографическую фирму Карла Августа Бергнера. Благодаря деятельности нового издательства для потомков сохранились редкие виды исчезающей Москвы, фотопортреты вернувшихся из ссылки декабристов, писателей, поэтов, художников, музыкантов, общественных деятелей России того времени.

Первая провинциальная литографская мастерская появилась в селе Мстёра Владимирской губернии в 1858 году усилиями Ивана Александровича Голышева, происходящего из семьи Мстерских иконописцев. В качестве печатников и рисовальщиков И. А. Голышев подобрал людей из местных иконописцев. На выставке можно увидеть литографию из мастерской Голышева, исполненную в стиле лубок, прославляющую царя Иоана Васильевича Грозного

На мастерски исполненных гравюрах и литографиях начала позапрошлого века нам открываются старинные виды Зарядья, Кремля, Москворецкого моста и части Москворецкой набережной в Зарядье из Москворечья. Всехсвятский каменный мост - первый постоянный каменный мост через Москву-реку, возведённый в конце XVII века. Мост соединял Замоскворечье с Белым городом с помощью проездной Всехсвятской башни, которая, как и мост, получила название от церкви Всех Святых. Мост располагался недалеко от устья Неглинки и Водовзводной башни Московского Кремля.

Также мы можем видеть не сохранившиеся ныне Церковь Архистратига Михаила в Тропарёве (ныне – территория Новодевичьего монастыря), и храм Благовещения на Житном дворе в Кремле. Вид Яузкого моста и дома Шапкина в Москве. И наконец – Дом Пашкова – одно из самых красивых и знаменитых зданий Москвы. Шедевр архитектуры классицизма, построенный по заказу Петра Пашкова. Распространено мнение, что автор проекта – Василий Баженов. Это закрепило за «Видом Моховой улицы и дома Пашкова в Москве» значение своего рода художественной эмблемы екатерининской Москвы.

Украшением выставки стали также работы Э.В. Готье-Дюфайе, которые наряду с фотографиями С.М. Прокудина-Горского являются ценными источниками по истории Москвы рубежа веков.

Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину
Обратный звонок
Запрос успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Вам перезвонить?
Оставьте свой телефон и мы свяжемся с вами ">
Заявка
С помощью уведомлений о заказе можно не только получать актуальную информацию по заказу, но и иметь быстрый канал связи с магазином

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.

Заказ в один клик

Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями оферты и политики конфиденциальности.